г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Опоздавшие к третьей образовательной революции (компаративистский анализ человеческого капитала российских специалистов-профессионалов)

Опоздавшие к третьей образовательной революции (компаративистский анализ человеческого капитала российских специалистов-профессионалов)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 12 (номер 2),

Рассматриваются количественные характеристики человеческого капитала, связанного с обучением, специалистов-профессионалов России в сравнении с аналогичными характеристиками соответствующих категорий работников 16-ти зарубежных стран на материалах исследований по Международной программе социальных исследований ISSP «Work Orientation» (прежде всего, по данным за 2015 и 2005 гг.). Сделан вывод, что на протяжении последнего десятилетия наблюдается значительное отставание характеристик человеческого капитала российских специалистов-профессионалов (базового образования, накопленного опыта и дополнительного профессионального образования) от аналогичных характеристик работников в зарубежных странах. По этим характеристикам Россия оказывается сопоставимой только с не самыми лучшими странами третьего мира (Индия, Венесуэла, Мексика). Сильнее всего отставание – по характеристике обновления знаний: Россия слабо включилась в третью образовательную революцию, являющуюся органическим эле- ментом генезиса постиндустриального общества, – перехода не только к массовизации высшего образования, но и к «образованию в течение всей жизни».


Ключевые слова: постиндустриальное общество; специалисты-профессионалы; дополнительное профессиональное образование; общий человеческий капитал; транзитивная экономика России; образовательные революции

Список литературы:
  • Аникин, В. А. (2009). Тенденции изменения социально-профессиональной структуры России в 1994–2006 гг. (по материалам RLMS) // Мир России, 18 (3), 114–131.
  • Беккер, Г. (2003). Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ.
  • Бондаренко, Н. В. (2017). Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны. Информа-
  • ционный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
  • Вершловский, С. Г. (2008). Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена. СПб.: СПбАИПО.
  • Волков, А. Е., Климов, А. А. (2009). Квалификационный капитал и развитие системы непрерывного образования России // Российское образование: тенденции и перспективы: Сб. статей и аналитических докладов. М.: Изд-во «Дело» АНХ.
  • Дергунова, Н. В., Лукичева, Л. Ю. (2014). Образовательный капитал как фактор эмиграции выпускников российских провинциальных вузов (на примере Ульяновского государственного университета) // Власть, (12), 35–39.
  • Диденко, Д. В., Латов, Ю. В. (2013). Эволюция образовательных систем как института индустриального и постиндустриального развития // Историко-экономические исследования, (3), 101–128.
  • Игнатова, Т. В., Васильев, П. П. (2013). Повышение значимости теории человеческого капитала для управления модернизацией российской экономики // Journal of Economic Regulation, 4 (2), 49–55.
  • Индикаторы образования: 2020: статистический сборник. (2020). М.: НИУ ВШЭ.
  • Капелюшников, Р. И. (2012). Сколько стоит человеческий капитал России? Препринт WP3/2012/06. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
  • Каравай, А. В. (2016). Человеческий капитал российских рабочих: состояние и факторы // Вестник Института социологии, (2), 91–112.
  • Ключарев, Г. А., Диденко, Д. В., Латов, Ю. В., Латова, Н. В. (2017). Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование. Под общ. ред. Ю. В. Латова. М.: Издательство Юрайт.
  • Непрерывное образование, человеческий капитал и социально-экономические неравенства в период трансформаций. М.: ИС РАН.
  • Константиновский, Д. Л. (2010). Рабочая молодежь в российском обществе: ориентации, образование и человеческий капитал // Социальные факторы консолидации российского общества: социологическое измерение. М.: Новый хронограф, с. 91–115.
  • Латова, Н. В. (2017). Характеристики человеческого капитала российских рабочих и рабочих других стран // TERRA ECONOMICUS, 15(3), 159–177.
  • Образование в цифрах: 2019. (2019) М.: НИУ ВШЭ.
  • Парсонс, Т. (1998). Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс.
  • Телегина, Г. В. (2015). Непрерывное образование в европейских дискуссиях // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник. М.: Новый хронограф, 192–212.
  • Тихонова, Н. Е. (2020). Специалисты в современной России: социально-демографические особенности состава и ключевые проблемы // Социологический журнал (в печати).
  • Тихонова, Н. Е. (2017). Человеческий капитал профессионалов и руководителей: состояние и динамика // Вестник Института социологии, 8(2), 140–165.
  • Тихонова, Н. Е., Каравай, А. В. (2017). Человеческий капитал российских рабочих: общее состояние и специфические особенности // Мир России, 3, 6–35.
  • Хворостов, А., Вехтер, Н. (2020). Региональные и национальные балансы квалификаций и профессий в странах ЕПВО // Социологические исследования (в печати).
  • Barbrook, R. (2006). The Class of the New. London: OpenMute.
  • Becker, G. S. (1962). Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. 70(5), Part 2, pp. 9–49.
  • Bell, D. (1973). The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. N.Y.: Basic Books.
  • Bertoux, P. (1984). Une crise de croissanee. Education en devenir. Paris.
  • Castells, M. (1996–1998). The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I–III. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell.
  • Drucker, P. (1993). Post-Capitalist Society. N.Y.: HarperCollins.
  • Fraumeni, B. M. (2015). Choosing a Human Capital Measure: Educational Attainment Gaps and Ranking // NBER Working Paper. No. 21283 ( https://www.nber.org/papers/w21283).
  • Florida, R. (2002). The Rise of the Creative Class. And How It’s Transforming Work, Leisure and Everyday Life. Basic Books, 2002.
  • Galbraith, J. K. (1967). The New Industrial State. Houghton Mif- flin Company, Boston, 1967.
  • Galbraith, J. K. (1973). Economics and the Public Purpose. Boston, Houghton Mifflin Company.
  • Gang, L. (2014). Measuring the Stock of Human Capital for International and Intertemporal Comparisons // Measuring Economic Sustainability and Progress. Ed. by Dale W. Jorgenson, J. Steven Landefeld, Paul Schreyer. University of Chicago Press. (https://www.nber.org/chapters/c12832).
  • Giddens, A. (1995). Politics, Sociology and Social Theory: Encounters with Classical and Contemporary Social Thought. Cambridge: Polity.
  • ISCO-08 Structure, index correspondence with ISCO-88 (undated) // International Labour Organization (http://www.ilo.org/public/english/bureau/stat/isco/isco08 – Дата обращения: 14.03.2020).
  • International Social Survey Programme (undated) // International Social Survey Programme (http://www.issp.org) (Дата обращения: 14.03.2020).
  • Parsons, T. (1966). The Professions and Social Structure (1939) // Parsons, T. Essays in Sociological Theory. N.Y.: The Free Press: 34–46.
  • Parsons, T., Platt, G. (1973). The American university. Cambridge: Harvard University Press.
  • Rainbird, H. (2000). Skilling the Unskilled: Access to work-based learning and the lifelong learning agenda // Journal of Education and Work, 13(2), p. 183–197.
  • Russia’s Persistent Weaknesses of Human Capital (2014) // The Economist (http://www.businessinsider.com/russias-persistent-weaknesses-of-human-capital-2014-1 – Дата обращения: 14.03.2020).Schultz, T. W. (1962). Investment in Human Beings. Chicago: University of Chicago Press.
  • Schultz, T. W. (1972). Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities. Human Resources // National Bureau of Economic Research (http://www.nber.org/chapters/c4126.pdf – Дата обращения: 14.03.2020).
  • Trow, M. (2000). From Mass Higher Education to Universal Access: The American Advantage // Minerva, 37(4), 303–328.
  • Trow, M. (2010). Twentieth century higher education: elite to mass to universal. Ed. by Michael Burrage. Baltimore, MD, Johns Hopkins University Pre ss.
  • Wolter, S. C., Weber, B. A. (1999). Skilling the unskilled – a question of incentives? // International Journal of Manpower, 20(3/4), 254–269.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297