г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Пугающий дух и его медиумы (актуальна ли «протестантская этика» в XXI в.?)

Пугающий дух и его медиумы (актуальна ли «протестантская этика» в XXI в.?)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 12 (номер 1),

Статья посвящена попытке ответа на вопрос: актуальна ли сейчас ассоциирующаяся с именем М. Вебера парадигма, в которой становление капитализма ставится в зависимость от какой-либо религиозной этики? В статье проводится различение между описываемым Вебером и Зомбартом «духом» капитализма и учениями религиозного или иного характера, которые являются идеологиями, «оправдывающими вовлеченность в капитализм». Такого рода идеологии описываются как посредники (медиумы) между вызывающим отторжение духом капитализма «в чистом виде» и предпринимателем или наемным работником. Показывается, что они отвечают объективной потребности раннего капитализма в поощрении систем ценностей, которые максимально оправдывают бесплатный труд для наемных трудящихся. Тем самым они пытаются снизить степень коммодификации труда путем изменения мотивации работников на относительно не «материалистическую». Такой системой ценностей в определенный исторический период оказался протестантизм, который во многом представлял собою реакцию на современную ему «революцию трудолюбия» и потребления. В статье обосновывается, что такую же роль медиума в настоящее время играют другие учения религиозного, этического и иного толка. Протестантизм был только лишь первым из них. Это самое существенное из выявленного М. Вебером в «Протестантской этике», что, сохраняет ее актуальность и сейчас – но ценой фактического отрицания уникальной роли конкретно протестантизма.


Ключевые слова: бескорыстный труд; дух капитализма; протестантизм; «корпоративная осознанность»; нематериальная мотивация; религия, самореализация

Список литературы:
  • Болтански Л., Кьяпелло Э. (2011). Новый дух капитализма. М.: Новое литературное обозрение.
  • Вебер М. (1990). Избранные произведения. М.: Прогресс.
  • Зомбарт В. (2005). Буржуа. Собрание сочинений в трех томах. Т. I. Спб: «Владимир Даль».
  • Капелюшников Р. И. (2018). Гипноз Вебера. Заметки о «Протестантской этике и духе капитализма» // Экономическая социология, Т. 19. № 3, c. 25–44.
  • Кустарев А. (2011). Капитализм в XXI веке: минус протестантская этика плюс конфуцианство // Неприкосновенный запас, № 5 (http://www.intelros.ru/readroom/nz/neprikosnovennyy-zapas-79-52011/12088-kapitalizm-v-xxi-veke-minus-protestantskayaetika-plyus-konfucianstvo.html – Дата обращения: 12.04.2019).
  • Маркс К. (2015). Капитал. Критика политической экономии. Т. I. М.: РОССПЭН.
  • Маркс К., Энгельс Ф.(1955). Святое семейство // Маркс К., Энгельс Ф. Соч, Т. 2. 2-е изд.. М.: Политиздат.
  • Роббинс Э. (2006). Удача и успех – ежедневно. (http://marsexxx.com/ycnex/robbinsgiant_steps.htm#031 – Дата обращения 10.04.2019).
  • Роуч М. (2011). Кармический менеджмент. Изд-во «Алмаз».
  • Рэнд А. (2003). Апология капитализма. М.: Новое литературное обозрение.
  • Трейси Б. (2006). 21 секрет успеха миллионеров (https://bookscafe.net/read/treysi_brayan-21_sekret_uspeha_millionerov-64364.html#p1 – Дата обращения 10.04.2019).
  • Уланов М. С., Бадмаев В. Н. (2018). Буддийская этика и «дух капитализма» (о роли буддизма в социально-экономическом развитии и модернизации Японии) // Диалог со временем, № 62, c. 210–221.
  • Фелпс Э. (2015) Массовое процветание: Как низовые инновации стали источником рабочих мест, новых возможностей и изменений. М.: Изд-во Института Гайдара; Фонд «Либеральная Миссия».
  • Флорида Р. (2011). Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-ХХI.
  • Фрис Я. де (2016). Революция трудолюбия: Потребительское поведение и экономика домохозяйств с 1650 года до наших дней. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.
  • Чикулаева Е. Д. (2015). Тезис Вебера и его экономическая интерпретация // Проблемы современной экономики, №3 (55), c. 387–389.
  • Arrunada, B. (2010). Protestants and Catholics: Similar Work Ethic, Different Social Ethic // The Economic Journal, 120(547), 890–918.
  • Buchholz, R. A. (1998). The Ethics of Consumption Activities: A Future Paradigm? // Journal of Business Ethics, 17(8), 871–882.
  • Dickson, T., McLachlan, H. (1983). Scottish capitalism and Weber’s Protestant Ethic theses // Sociology, 17(4), 560–568.
  • Etzrodt, Ch. (2008). Weber’s Protestant-Ethic Thesis, the Critics, and Adam Smith // Max Weber Studies, 8(1), 49–78 (p. 68–70).
  • Gregoire, C. (2015). Why mindfulness will survive the backlash. Huffington Post. (http://www.huffingtonpost.com/2015/03/16/mindfulness-backlash_n_6800924.html – Дата обращения: 10.04.2019).
  • Hudson, K., Coukos, A. (2005). The Dark Side of the Protestant Ethic: A Comparative Analysis of Welfare Reform // Sociological Theory, 23(1), 1–24.
  • Heffernan, V. (2015). The Muddied Meaning of ‘Mindfulness’- (https://www.nytimes.com/2015/04/19/magazine/the-muddied-meaning-of-mindfulness.html – Дата обращения: 10.04.2019).
  • Hyland, T. (2016а). McMindfulness: Is Buddhism Contaminated by Capitalism? (https://www.academia.edu/21620979/McMindfulness_Is_Buddhism_Contaminated_by_Capitalism – Дата обращения: 10.04.2019).
  • Hyland, T. (2016b). The Degeneration of Contemporary Mindfulness: re-asserting the ethical and educational foundations of practice in mindfulness-based interventions – (https://www.academia.edu/35671160/The_Degeneration_of_Contemporary_Mindfulness.doc – Дата обращения: 10.04.2019).
  • Jain, A. R. (2012). The Dual-Ideal of the Ascetic and Healthy Body. The Jain Terāpanth and Modern Yoga in the Context of Late Capitalism // Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions, 15(3), 29–50.
  • Kossakowski, R. (2010). New brand Poland - Polish society in a consumer era // Journal for Labour and Social Affairs in Eastern Europe, 13(3), Open issue, 409–419
  • Uygur, S. (2009). The Islamic Work Ethic and the Emergence of Turkish SME Owner-Managers // Journal of Business Ethics, 88(1), Professional Ethics in Business and Social Life – The Eben 21st Annual Conference in Antalya, 211–225.
  • Van Ness, R. K., Melinsky, K., Buff, Ch. L., Seifert, Ch. F. (2010). Work Ethic: Do New Employees Mean New Work Values? // Journal of Managerial Issues, 22(1), 10–34.
  • Žižek, S. (2001). From Western Marxism to Western Buddhism. Cabinet Magazine. Issue 2. – (https://speculativenonbuddhism.com/2016/03/04/notes-towards-a-coming-backlashmindfulne-as-an-opium-of-the-middle-classes/ – Дата обращения: 10.04.2019).
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297