г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Взаимное влияние институциональных и транспортных факторов экономического развития: ретроспективный анализ

Взаимное влияние институциональных и транспортных факторов экономического развития: ретроспективный анализ

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 9 (номер 4),

Многочисленные исследования показывают значимое влияние транспортного фактора на экономическое развитие и становление рыночных институтов. История человечества свидетельствует о том, что транспорт всегда стимулировал социально- экономическое развитие стран и регионов, а изменение экономических отношений и потребностей людей, научно-технический прогресс, в свою очередь, способствовали развитию транспорта. В этой связи особый научный интерес представляет исследование взаимного влияния институтов и транспорта. Исторический анализ позволил выявить сильную взаимозависимость между транспортом и становлением институтов, прежде всего рыночных. Катализатором развития рыночных институтов вплоть до эпохи промышленной революции выступал водный транспорт. При этом развитие океанического мореплавания в XVI–XVII вв. оказало различное влияние на социально- экономическое развитие главных морских держав того периода (Португалия, Испания, Голландия, Великобритания) в зависимости от существующих в них институтов. Промышленная революция усилила взаимозависимость транспорта и факторов институционального роста развитых стран. Формирование транспортной сети и, в частности, сети железных дорог как инновационного и самого «институционального» вида транспорта в наиболее развитых странах того времени (Великобритания, США, Франция), несмотря на немаловажные различия, привело эти страны к весьма высоким положительным экономическим результатам. Это объясняется сущностным единством реализованных в этих странах разных вариантах рыночной, капиталистической экономики, основанной на инклюзивных институтах. При этом частное финансирование железнодорожного дела потребовало консолидации усилий многих предпринимателей, что стимулировало развитие корпоративных институтов, акционерного капитала. Институциональные особенности Российской империи предопределили особую модель становления в XIX в. основы транспортной системы страны – ее железнодорожной сети. Одной из таких ключевых особенностей являются персонализированные отношения как основа институтов «общества закрытого доступа». Динамичное расширение сети железных дорог России осуществлялось за счет достаточно прогрессивного института государственно-частного партнерства – железнодорожных концессий. Вместе с тем низкое качество фундаментальных институтов в стране, поддерживающих архаичное «общество закрытого доступа», негативно влияло на развитие железнодорожного транспорта. Это проявилось в нередко коррупционно обусловленных решениях по выбору линий для выдачи концессий, порядке определения концессионеров, завышенной стоимости строительства и неэкономичной эксплуатации многих железнодорожных линий. Несмотря на это, создание сети железных дорог сыграло очень важную роль в развитии индустриальной экономики и институтов капитализма в России. Развитие транспортной инфраструктуры в совокупности с развитием социально-экономических и общественных институтов способно дать огромный синергетический эффект, мощный импульс к развитию экономики и общества в современных условиях институциональной модернизации.


Ключевые слова: инклюзивные институты; экстрактивные институты; экономический рост; транспорт; экономическое значение транспорта; транспортный фактор; транспортная инфраструктура; железные дороги; ретроспективный анализ развития транспорта; промышленная революция

Список литературы:
  • Аджемоглу Д. и Робинсон Дж. (2015). Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. М.: АСТ.
  • Аджемоглу Д. и Робинсон Дж. (2013). Политика или экономика? Ловушки стандартных решений // Вопросы экономики, № 12, с. 4–28.
  • Васильев Л. С. (2005). История Востока: В 2 т. Т. 1. М.: Высшая школа.
  • Васильев Л. С. (2007). Всеобщая история: В 6 т. Т. 1. Древний Восток и античность. М.: Высшая школа.
  • Винслав Ю. Б. (2013). Железнодорожный транспорт и рыночные принципы управления // Отечественные записки, № 3 (54), с. 8–21.Гайдар Е. Т. (2005). Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М.: Дело.
  • Головачёв А. А. (2016). История железнодорожного дела в России. М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС.
  • Голубев А. А. (2013). Концессионный расцвет российской чугунки // Отечественные записки, № 3 (54), с. 271–282.
  • Давыдов М. А. (2016). Двадцать лет до Великой войны: российская модернизация Витте-Столыпина. СПб.: Алетейя.
  • Доббин Ф. (2013). Формирование промышленной политики: Соединенные Штаты, Великобритания и Франция в период становления железнодорожной отрасли. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики.
  • Дюпюи Ж. (1993). О мере полезности гражданских сооружений // Теория потребительского поведения и спроса. Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. С. 28–66.
  • Загорский К. Я. (1930). Экономика транспорта. М.-Л.: Госиздат.
  • Измайкова А. В. (2015). Классификация инноваций на железнодорожном транспорте и инвестиционный фактор их реализации // Вестник ВНИИЖТ, № 3, с. 35–41.
  • История железнодорожного транспорта России. Т.1: 1836–1917 гг. (1994) / Под общей ред. Е. Я. Красковского и М. М. Уздина. СПб.: Иван Фёдоров.
  • Камерон Р. (2001). Краткая экономическая история мира. От палеолита до наших дней. М.: РОССПЭН.
  • Лал Д. (2009). Возвращение «невидимой руки»: Актуальность классического либерализма в XXI веке. М.: Новое издательство.
  • Лапидус Б. М. и Мачерет Д. А. (2011). Макроэкономический аспект эволюции железнодорожного транспорта // Вопросы экономики, № 3, с. 124–137.
  • Мачерет Д. А. (2011). Создание сети железных дорог и экономический рост // Мир транспорта, № 1, с. 164–169.
  • Мачерет Д. А. (2012). Создание сети железных дорог и ускорение развития страны // Мир транспорта, № 4, с. 184–192.
  • Мачерет Д. А. (2013а). Транспортные затраты: нагрузка на экономику или стимулятор роста? // Экономика железных дорог, № 8, с. 24–33.
  • Мачерет Д. А. (2013б). Экономические записки об отечественных железных дорогах // Отечественные записки, № 3 (54), с. 162–176.
  • Мачерет Д. А. (2014). Транспортный фактор в эпоху древних цивилизаций // Мир транспорта, № 2, с. 230–241.
  • Мачерет Д. А. (2015). Транспорт и институты // Вектор транспорта. 2015. № 3, с. 5–8.
  • Могилевкин И. М. (2005). Транспорт и коммуникации: прошлое, настоящее, будущее. М.: Наука.
  • Мокир Дж. (2014). Рычаг богатства. Технологическая креативность и экономический прогресс. М.: Изд-во Института Гайдара.
  • Мэддисон Э. (2012). Контуры мировой экономики в 1–2030 гг. Очерки по макроэкономической истории. М.: Изд-во Института Гайдара.
  • Норт Д., Уоллис Дж. и Вайнгаст Б. (2011). Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Изд-во Института Гайдара.
  • Нуреев Р. М. и Латов Ю. В. (2016). Экономическая история России (опыт институционального анализа). М.: КНОРУС.
  • Розенберг Н. и Бирдцелл Л. Е. (2015). Как Запад стал богатым: экономическое преобразование индустриального мира. Москва; Челябинск: Социум; ИРИСЭН.
  • Ротбард М. (2009). К новой свободе: Либертарианский манифест. М.: Новое издательство.
  • Смит А. (2009). Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо.
  • Сотников Е. А., Левин Д. Ю. и Алексеев Г. А. (2007). История развития системы управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте (отечественный и зарубежный опыт) // Под ред. Е. А. Сотникова. М.: Техинформ.
  • Столетие железных дорог (1925). М.: Транспечать.
  • Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф. и Форд Г. (1992). Управление – это наука и искусство. М.: Республика.
  • Хайек Ф. А. (1992). Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Новости.
  • Хачатуров Т. С. (1959). Экономика транспорта. М.: Изд-во Академии наук СССР.
  • Хусаинов Ф. И. (2012). Экономические реформы на железнодорожном транспорте. – М.: Издательский Дом «Наука».
  • Хусаинов Ф. И. (2014). Политические институты и железные дороги // Вектор транспорта, № 2, с. 82–85.
  • Шенк Ф. Б. (2016). Поезд в современность. Мобильность и социальное пространство России в век железных дорог. М.: Новое литературное обозрение.
  • Banister, D. and Berechman, J. (2003). Transport Investment and Economic Development. Routledge.
  • Button, K. (2010). Transport Economics. Edward Elgar Publishing.
  • Chandler, A. (1977). The Visible Hand. Cambridge: Harvard University Press.
  • Fishlow. A. (1965). American Railroads and the Transformation of the Ante-Bellum Economy. Cambridge (Mass.): Harvard University Press.
  • Fogel. R. W. (1964). Railroads and American Economic Growth: Essays in Econometric History. John Hopkins University Press.
  • Fogel. R. W. (1979). Notes on the Social Saving Controversy // Journal of Economic History, 38 (1), 1–55.
  • Kuznets, S. (1966). Modern Economic Growth: Rate, Structure and Spread. New Haven; London: Yale University Press.
  • North, D. C. and Thomas, R. P. (1975). Discussion // Journal of Economic History, № 35, March, 18–19.
  • North, D. C. (1955). Location theory and regional economic growth // Journal of Political Economy 63, № 3, 243–258.
  • Toynbee, A. J. (1987). A Study of History, Vol. 1: Abridgement of Volumes I–VI. Oxford University Press.
  • Toynbee, A. J. (1958). East To West – A Journey Round the World. Oxford University Press.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297