г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Эволюция коллективных форм взаимоотношений иностранного бизнеса с государством в России

Эволюция коллективных форм взаимоотношений иностранного бизнеса с государством в России

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 9 (номер 4),

В статье на российских данных рассматриваются проблемы и механизмы взаимодействия иностранных фирм с ключевыми национальными партнерами в странах присутствия. Выделены основные этапы и факторы эволюции двух основных для России каналов коллективных действий иностранных фирм на протяжении 25 лет – Консультативного совета по иностранным инвестициям при Председателе Правительства РФ и иностранных деловых ассоциаций. Проведен сравнительный анализ эффективности этих двух каналов, а также выделены факторы, способствующие повышению результативности работы ассоциаций иностранного бизнеса в современных условиях. Показано, что в объяснении меняющейся во времени эффективности коллективных действий иностранных фирм более существенную роль играют политические, а не общеэкономические или институциональные факторы. Накопленный в России опыт свидетельствует о том, что механизмы взаимодействия иностранного бизнеса с властью могут работать эффективно только при наличии взаимного интереса к такому взаимодействию. В России с середины 2000-х гг. сложились сравнительно благоприятные политические условия для диалога правительства и иностранных фирм, и соответствующие механизмы взаимодействия давали определенный позитивный эффект как для привлечения дополнительных иностранных инвестиций, так и модернизации нормативной базы. Однако с обострением политической обстановки в 2013 г. политические приоритеты в деятельности правительства России стали заметно важнее экономических, поэтому эффективность существующих инструментов коллективных действий иностранных фирм значительно снизилась. Одним из последствий этого стала большая готовность ассоциаций иностранного бизнеса к кооперации с российским бизнесом в целях совместного продвижения прагматической повестки.


Ключевые слова: иностранные фирмы; бизнес-ассоциации; коллективные действия; каналы лоббирования; бизнес-климат; приоритеты экономической политики; взаимодействие государства и бизнеса

Список литературы:
  • Яковлев А. А., Фрейнкман Л. М. и Ершова Н. В. (2017). Коллективные действия иностранного бизнеса в России: основные организационные формы, этапы и факторы их развития. М.: НИУ ВШЭ. Серия WP1 «Институциональные проблемы российской экономики». Препринт WP1/2017/01.
  • Amsden A. H. (2009). Nationality of Firm Ownership in Developing Countries: Who Should “Crowd Out” Whom in Imperfect Markets?” In Mario Cimoli, Giovanni Dosi and Joseph E. Stiglitz (ed.), Industrial Policy and Development. Oxford University Press.
  • Blumentritt T. (2003). Foreign subsidiaries’ government affairs activities: The influence of managers and resources // Business & Society, vol. 42, 202–233.
  • Cole M. A., Elliott R. J. and Fredriksson P. G. (2006). Endogenous Pollution Havens: Does FDI Influence Environmental Regulations? // The Scandinavian Journal of Economics, vol. 108, 157–178.
  • Desbordes R. and Vauday J. (2007). The Political Influence of Foreign Firms in Developing Countries // Economics and Politics, 19(3), 421–451.
  • Deng G. and Kennedy S. (2010). Big business and industry association lobbying in China: The paradox of contrasting styles // The China Journal, 63, 101–125.
  • Doner R. and Schneider B. R. (2000). Business associations and economic development: Why some associations contribute more than others // Business and Politics, 2(3), 261–288.
  • Doner R. and Schneider B. R. (2016). The Middle-Income Trap: More Politics than Economics // World Politics, 68(4), 608–644.
  • Hellman J. S., Jones G. and Kaufmann D. (2002). Far from home: Do transnationals import better governance in the transition economies? Working paper. World Bank, Washington, DC. August. Available at SSRN http://papers.ssrn.com/sol3/Papers.cfm?abstract_id=386900
  • Hui E. S. and Chan C. K. (2016). The Influence of Overseas Business Associations on Law-making in China: A Case Study // The China Quarterly, vol. 225, 145–168.
  • Jacomet D. (2005). The collective aspect of corporate political strategies: The case of U.S. and European business participation in textile international trade negotiations // International Studies of Management & Organization, 35(2), 78–93.
  • Jensen N. (2006). Firm-Level Responses to Politics: Political Institutions and the Operations of US Multinationals. Working paper. Paper Presented at the International Political Economy Society Conference.
  • Jia N. (2014). Are collective political actions and private political actions substitutes or complements? Empirical evidence from China’s private sector // Strategic Management Journal, 35(2), 292–315.
  • Hansen W. and Mitchell N. (2001). Globalization or national capitalism: Large firms, national strategies and political activities // Business and Politics, 3, 5–19.
  • Hansen W. L., Mitchell N. J. and Drope J. M. (2005). The logic of private and collective action // American Journal of Political Science, 49(1), 150–167.
  • Holtbrügge D. and Puck J. (2009). Stakeholder Networks of Foreign Investors in Russia: An empirical study among German firms // Journal for East European Management Studies, 14(4), 369-394.
  • Hillman A. J., Gerald D. K. and Douglas S. (2004). Corporate Political Activity: A Review and Research Agenda // Journal of Management, 30(6), 837–857.
  • Hillman A. J. and Hitt M. (1999). Corporate political strategy formulation: A model of approach, participation, and strategy decisions // Academy of Management Review, 24, 825–842.
  • Hillman A. J. and Wan W. P. (2005). The determinants of MNE subsidiaries’ political strategies: Evidence of institutional duality // Journal of International Business Studies, 36(3), 322–340.
  • Kaplinsky R. (2000). Globalisation and Unequalisation: What can be learned from value chain analysis // The Journal of Development Studies. Dec. 37(2), 117–146.
  • Lewis C. P. (2005). How the East Was Won: The Impact of Multinational Companies on Eastern Europe and the Former Soviet Union. New York: Palgrave MacMillan.
  • Malesky E. J. (2006). Re-Thinking the Obsolescing Bargain: Do Foreign Investors Really Surrender their Influence over Economic Reform in Transition States. Washington University MNE Working Paper 2-2006.
  • Malle S. ( 2013). State corporatism in Russia. An outline of the main features and problems. CRCE Briefing Paper, January.
  • Malle S. (2016). Economic sovereignty. An agenda for Militant Russia // Russian Journal of Economics. 2(2), June 2016, 111–128.
  • Meznar M. B. and Nigh D. (1995). Buffer or bridge? Environmental and organizational determinants of public affairs activities in American firms // Academy of Management Journal, 38(4), 975–996.
  • Mondejar P. R. and Zhao P. H. (2013). Antecedents to government relationship building and the institutional contingencies in a transition economy // Management International Review, 53(4), 579–605.
  • Nelson J. (2014). Innovative Platforms for Public-private Dialogue. The paper presented at the 2014 Brookings Blum Roundtable. (https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2014/08/Session-1-Dialogue-Nelson_FINAL.pdf ).
  • Pinaud N. (2007). Public-Private Dialogue in Developing Countries. Opportunities and Risks. OECD Development Centre. OECD, Paris
  • Rochlitz M. (2016). Collective Action Abroad: How Foreign Investors Organize. Working Paper NRU Higher School of Economics. Series PS “Political Science”. No. WP BRP 32/PS/2016.
  • Salmi A. and Heikkila K. (2015). Managing Relationships with Public Officials: A Case of Foreign MNCs in Russia // Industrial Marketing Management, 49, 22–31.
  • Schneider B. R. (2010a). Business Politics in Latin America: Patterns of Fragmentation and Centralization. In Coen, David, Wyn Grant, and Graham Wilson (Eds.). The Oxford Handbook of Business and Government. John Wiley & Sons.
  • Schneider B. R. (2010b). Business-Government Interaction in Policy Councils in Latin America: Cheap Talk, Expensive Exchanges, or Collaborative Learning? IDB working paper series No.167. Washington, DC.
  • Weymouth S. (2012). Firm Lobbying and Influence in Developing Countries: A Multilevel Approach // Business and Politics, 14(4), 1–26.
  • World Bank (2009). Review of World Bank Group Support to Structured Public-Private Dialogue for Private and Financial Sector Development. Independent Evaluation Group (IEG). April.
  • Yakovlev A. (2014). Russian modernization: Between the need for new players and the fear of losing control of rent sources // Journal of Eurasian Studies. 5(1), 10–20.
  • Yakovlev A. (2016). What is Russia trying to defend? // Russian Journal of Economics. 2(2), 146–161.
  • Zhang Y., Zhao W. and Ge J. (2016). Institutional duality and political strategies of foreigninvested firms in an emerging economy // Journal of World Business. 51(3), April, 451–462.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297