г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Институциональные и организационные изменения при слиянии вузов

Институциональные и организационные изменения при слиянии вузов

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 9 (номер 3),

Реформы в сфере высшего образования являются ответом на вызовы времени: развитие технологий, оптимизацию государственных расходов, массовизацию и коммерциализацию университетского образования. В основе проводимых реформ лежат идеи неолиберализма, которые получили практическое отражение в методах регулирования в рамках нового менеджмента в сфере общественного сектора. Институциональные и организационные изменения в сфере образования исследуются в рамках неоинституционализма и оригинальной институциональной экономической теории. Данная работа больше опирается на подходы оригинального институционализма, что выражается в особом внимании к институциональному контексту реформ: действующим правилам, социальным ценностям, корпоративной культуре, а также организационным особенностям преобразований. За последние несколько десятилетий система высшего образования во многих западных странах была и остается предметом реформ. Изменения затрагивают не только соотношение государственных и частных расходов на высшее образование и форм финансирования университетов, но и вопросы о границах академических свобод, ценности высшего образования и его роли в современном обществе. Российское высшее образование движется в одном направлении с общемировыми трендами: встраивание в глобальный рынок образовательных услуг и переосмысление роли университета как бизнес-организации. Возникает парадокс: функционирование университета в рамках концепции нового менеджмента в сфере общественного сектора подразумевает работу в рыночных или квазирыночных условиях, что должно сопровождаться децентрализацией управленческих иерархий и увеличением автономии вузов, в то же время отмечается сокращение академических свобод и ужесточение контроля за деятельностью университета через систему целевых показателей.


Ключевые слова: образовательные реформы, сфера образования и науки, организационные изменения, институциональные изменения, слияние вузов

Список литературы:
  • Балкизова Х. Ю. (2017). Процессы реорганизации в современной системе образования // Вестник университета (Государственный университет управления), № 4, с. 156–161.
  • Вольчик В. В. (2012). Эволюционный подход к анализу институциональных изменений // Terra Economicus, т. 10, № 4, c. 62–69.
  • Вольчик В. В. и Кривошеева-Медянцева Д. Д. (2015). Исследование институциональной структуры сферы образования: основные концепты и теоретические рамки // Terra Economicus, т. 13, № 2, с. 131–142.
  • Головко Н. В., Дегтярева В. В. и Мадюкова С. А. (2014). Предпринимательский университет и теория тройной спирали // Высшее Образование в России, № 8–9, с. 46–53.
  • Жуков В. И. (2016). Информационная среда современной цивилизации и «опорные вузы России»: векторы развития // Теории и проблемы политических исследований, № 2, с. 77–88.
  • Ильина Л. А. (2014). Проблемы и цели развития системы образования Самарской области в контексте целей развития тысячелетия в России // Модернизация экономики и управления: сб. тр. II Межд. научно-практ. конф. Ставрополь. Издательство: Ставролит, с. 143–146.
  • Институциональные изменения в социальной сфере российских регионов: Коллективная монография (2017) / Под ред. д. э. н. М. Ю. Шерешевой. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, с. 147. (https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=38052&p=attachment).
  • Князев Е. А. и Дрантусова Н. В. (2012). Дифференциация в высшем образовании: основные концепции и подходы к изучению // Университетское управление: практика и анализ, № 5, с. 43–52.Коллини С. (2016). Зачем нужны университеты. М.: ВШЭ.
  • Коммонс Дж. (2011). Правовые основания капитализма. М.: Изд. дом высшей школы экономики.
  • Коммонс Дж. (2012). Институциональная экономика // Terra Economicus, т. 10, № 3, с. 69–76.
  • Коуз Р. (2007). Природа фирмы / Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство, с. 36–57.
  • Курбатова М. В. и Донова И. В. (2015). Эффекты внешнего контроля деятельности преподавателей российских вузов // Вестник Омского университета. Серия «Экономика», № 2, с. 17–27.
  • Курбатова М. В., Каган Е. С. и Апарина Н. Ф. (2015). Поведение работников вузов в условиях реформирования высшего профессионального образования: проблема выбора // Социологические исследования, № 2, с. 123–134.
  • Макферсон М. и Шапиро М. (2011). Проблемы контрактов постоянного найма в высшем образовании. Контракты в академическом мире / Под ред. М.М. Юдкевич. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, c. 31–56.
  • Мальцева А. А. (2012). Институциональные преобразования системы образования в инновационной среде // Разработка механизмов объединения учреждений высшего профессионального образования: Сборник материалов «круглого стола» 5 октября 2011 г. М.: Финансовый университет, с. 37–38.
  • Михайлов Н. Н. и Владимирский Б. М. (2015). Формирование образовательной политики вуза и ее реализации в современных условиях // Высшее образование в России, № 5, с. 20–26.
  • Стэндинг Г. (2014). Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс.
  • Тамбовцев В. Л. (2015a). Социальная политика: нерешенная задача научного обоснования // Общественные науки и современность, № 6, с. 5–13.
  • Тамбовцев В. Л. (2015b). О научных основаниях реформ в сфере высшего образования // Вестник Омского университета. Серия «Экономика», № 2, с. 66–70.
  • Хедлунд С. (2015). Невидимые руки, опыт России и общественная наука. Способы объяснения системного провала. М.: ГУ ВШЭ.
  • Ansel, B. W. (2008). University Challenges: Explaining Institutional Change in Higher Education // World Politics, 60(2), 189–230.
  • Clark, B. R. (1998). Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Issues in Higher Education. ERIC. Retrieved from (http://eric.ed.gov/?id=ED421938).
  • Dobbins, M. and Leišyte, L. (2014). Analysing the Transformation of Higher Education Governance in Bulgaria and Lithuania // Public Management Review, 16(7), 987–1010.
  • Elsner, W. (2012). The Theory of Institutional Change Revisited: The Institutional Dichotomy, Its Dynamic, and Its Policy Implications in a More Formal Analysis // Journal of Economic Issues, 0(1), 1–44. (https://doi.org/10.2753/JEI0021-3624460101).
  • Ferlie E., Musselin, C. and Andresani, G. (2008). The steering of higher education systems: A public management perspective // Higher education, 56(3), 325.
  • Hodgson, G. M. (2006). What Are Institutions? // Journal of Economic Issues, 40(1), 1–25.(https://doi.org/10.1080/00213624.2006.11506879).
  • Holmberg, D. and Hallonsten, O. (2015). Policy reform and academic drift: research mission and institutional legitimacy in the development of the Swedish higher education system 1977–2012 // European Journal of Higher Education, 5(2), 181–196.
  • Hood, C. (1991). A public management for all seasons? // Public administration, 69(1), 3–19.
  • Loomis, S. and Rodriguez, J. (2009). Institutional Change and Higher Education // Higher Education, 58(4), 475–489.
  • Nebojša, J. (2015). The Reactions of Universities to Imposing New a Institutional Pattern: The Case of Higher Education in Serbia // Procedia – Social and Behavioral Sciences, 174(1), 1550–1559.
  • OECD (2017). Education at a glance 2017: OECD indicators, OECD Publishing, Paris. Peacock, V. (2016). Academic precarity as hierarchical dependence in the Max Planck Society // HAU: Journal of Ethnographic Theory, 6(1), 95–119.
  • Richter, R. (2016). Whither “New Institutional Economics”? // European Business Organization Law Review, 17(4), 541–554. (https://doi.org/10.1007/s40804-016-0057-8).
  • Schubert, T. (2009). Empirical observations on New Public Management to increase efficiency in public research – Boon or bane? // Research Policy, 38(8), 1225–1234.
  • Schubert, T. and Guoliang, Yang (2016). Institutional change and the optimal size of universities // Scientometrics, 108(3), 1129–1153.
  • Tahar, S. and Boutellier, R. (2013). Resource Allocation in Higher Education in The Context of New Public Management // Public Management Review, 15(5), 687–711.
  • Tight, M. (2013). Institutional churn: Institutional change in United Kingdom higher education // Journal of Higher Education Policy and Management, 35(1), 11–20.
  • Valentinov, V. (2011). The Meaning of Nonprofit Organization: Insights from Classical Institutionalism // Journal of Economic Issues, 0(4), 901–916. (https://doi.org/10.2753/JEI0021-3624450408).
  • Valentinov, V. (2015). Kenneth Boulding’s Theories of Evolutionary Economics and Organizational Change: A Reconstruction // Journal of Economic Issues, 49(1), 71–88. (https://doi.org/10.1080/00213624.2015.1013880).
  • Williamson, O. E. (2005). The Economics of Governance // American Economic Review, 95(2), 1–18. (https://doi.org/10.1257/000282805774669880).
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297