г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Моральный риск, обратный отбор и оптимальный потребительский выбор в условиях равновесного разброса цен

Моральный риск, обратный отбор и оптимальный потребительский выбор в условиях равновесного разброса цен

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 9 (номер 3),

Анализ оптимального потребительского выбора в условиях равновесного разброса цен обнаруживает методологические различия между феноменами морального риска и обратного отбора. Если моральный риск представляет собой индивидуальную поведенческую реакцию на предельную норму замещения досуга на потребление, предлагаемую страховым контрактом, обратный отбор имеет место на всех несовершенных рынках, характеризующихся равновесным разбросом цен и в силу этого выглядит как структурная характеристика рынка и как естественный отбор потребителей с различными доходами и различной склонностью к поиску. Анализ страхования здоровья, где склонность к поиску принимает форму склонности заботы о здоровье, показывает, что моральный риск имеет место тогда, когда страховой полис предлагает неоптимальное соотношение потребления медицинских услуг и свободного времени, и что моральный риск выражает не неограниченное потребление бесплатных товаров, а элементарный процесс оптимизации досуга и потребления. Консьюмеризация страхования здоровья в рамках «потребительских планов» может решить проблему морального риска только частично, поскольку для полного исключения морального риска следует разрешить перепродажу медицинских услуг и самих страховых полисов, как это произошло на рынке полисов страхования жизни.


Ключевые слова: моральный риск, обратный отбор, потребительский выбор, равновесный разброс цен, склонность к заботе о здоровье

Список литературы:
  • Акерлоф Дж. (1994 [1970]). Рынок “лимонов”: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем, № 5, сс. 91–104.
  • Малахов С. (2012). Эффект Веблена, поиск статусного товара и отрицательная предельная полезность демонстративного досуга // Журнал институциональных исследований, № 4(3), сс. 6–21.
  • Малахов С. (2016). Закон единой цены в условиях равновесного разброса цен: арбитраж и оптимизация поиска // Журнал институциональных исследований, № 8(1), сс. 85–99.
  • Эрроу К. (1993 [1985]). Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем, № 2, сс. 53–68.
  • Arrow, K.J. (1963). Uncertainty and the Welfare Economics of Medical Care // American Economic Review, 53, 941–973.
  • Denenberg, H.S. et al. (1964). Risk and Insurance. Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall.
  • Dickerson, O.D. (1959). Health Insurance. Homewood (IL): Irwin.
  • Doherty, Neil A., O’Dea, Brian A. and Singer, Hal J. (2004). The Secondary Market For Life Insurance Policies: Uncovering Life Insurance’s “Hidden” Value // Marquette Elder’s Advisor, 6(1), 95–124.
  • Farnsworth, D. (2006). Moral Hazard in Health Insurance: are consumer-directed plans the answer? // Annals health law, 15(2), 251–273.
  • Gladwell, M. (2005). The Myth of Moral Hazard // The New Yorker, August 25.
  • Glied, H.A. (2001). Health Insurance and Market Failure since Arrow // Journal of Health Politics, Policy and Law, 26(5), 957–966.
  • Guerrieri, V. and Shimer, R. (2014). Dynamic Asverse Selection: a theory of illiquidity, fire sales, and flight to quality // American Economic Review, 104(7), 1875–1908.
  • Handel, B.R. (2013). Adverse Selection and Inertia in Health Insurance Markets: when nudging hurts // American Economic Review, 103(7), 2643–2682.
  • Handel, B.R., Hendel, I. and Whinston, M. D. (2015). Eqilibria in Health Exchanges: adverse selection versud reclassification of risk // Econometrica, 83(4), 1261–1313.
  • Keenan, M. and Seltzer, S. (2006). Life Settlements: investors beware // Journal of Payment Systems Law, 2(7), 670–674.
  • Koç, C. (2005). Health-Specific Moral Hazard Effects // Southern Economic Journal, 72(1), 98–118.
  • Lauermann, S. and Wolinsky, A. (2016). Search with Adverse Selection // Econometrica, 84, 243–315 (doi:10.3982/ECTA9969).
  • Leibenstein, H. (1950). Bandwagon, snob, and Veblen effects in the theory of consumers’ demand // Quarterly Journal of Economics, 64(2), 183–207.
  • Malakhov, S. (2014a). Satisficing Decision Procedure and Optimal Consumption-Leisure Choice // International Journal of Social Science Research, 2(2), 138–151 (http://dx.doi.org/10.5296/ijssr.v2i2.6158).
  • Malakhov, S. (2014b). Sunk Costs of Consumer Search: Economic Rationality of Satisficing Decision // Theoretical and Practical Research in Economic Fields. 1(9), 53–62 (http://www.asers.eu/asers_files/tpref/TPREF%20Volume%20V%20Issue%201(9)%20Summer%202014.pdf).
  • Nicholson, W. and Snyder, C.M. (2012). Microeconomic Theory: basic principles and extensions, 11th ed., Cengage Learning, 784 p.
  • Stiglitz, J. (1983). Risk, Incentives and Insurance: the pure theory of moral hazard // Geneva Papers on Risk and Insurance, 8(1), 4–33.
  • Zwietfel, P. and Manning, W.G. (2000). Moral Hazard and Consumer Incentives in health Care // Handbook of Health Economics, 1, 409–459.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297