г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Профессиональная идентичность городских учителей в условиях модернизации института образования

Профессиональная идентичность городских учителей в условиях модернизации института образования

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 9 (номер 2),

В статье анализируются результаты эмпирического исследования учителей общеобразовательных школ городов Москвы и Ростова-на-Дону в 2017 г. Социологический опрос более полутора тысяч респондентов был направлен на анализ восприятия педагогами своего социального и экономического положения; изучение структуры социальной идентичности учителей; выявление характера трудовой мотивации и оценку степени прекариатизации труда российских педагогов.
 
Результаты проведенного исследования показали: характер государственной социальной политики и уровень оплаты труда педагогов влияет на профессиональное самочувствие учительства. Педагоги провинциального города по сравнению со столичными учителями (в условиях значительной разницы в заработной плате) критичнее оценивают престижность своей профессии, более низко оценивают качество своей жизни и материальный достаток, острее ощущают рост трудовой нагрузки без значимого увеличения оплаты труда. В то же время заметно меньше московских учителей, которые довольны самой педагогической профессией. Они также озабочены рисками потери работы, сокращения зарплаты и роста нагрузки.
 
Поэтому в структуре групповой идентичности педагогов московских и ростовских школ профессиональные мы-группы по степени значимости уступают примордиальным и абстрактно-символическим общностям. В то же время сравнительный анализ результатов опросов в разные годы позволяет говорить о сохранении высокого уровня корпоративной профессиональной идентичности российских педагогов, когда выраженной является лояльность своей школе и трудовому коллективу.
 
В целом избыточная административная нагрузка на учительский корпус, высокие социальные запросы к результатам труда педагогов в условиях ухудшения экономической ситуации в стране создают риски для поддержания позитивной профессиональной идентичности учителей и снижают реформаторский потенциал школы.


Ключевые слова: учительство; школьный педагог; профессиональная идентичность; мы-группы; макросоциальная интеграция; престиж профессии; прекариатизация социально-трудовых отношений

Список литературы:
  • Данилова Е. Н. (2000). Изменения в социальных идентификациях россиян // Социологический журнал, № 3/4, с. 76–86.
  • Истомина А. Г. и Обременко O. A. (2013). Профессиональная идентичность учителей: конструирование позитивной и негативной свободы // Профессии социального государства / Науч. ред. П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. М.: Вариант: ЦСПГИ, с. 159–178.
  • Краева И. Ю. (2011). Кризис профессиональной идентичности педагога в условиях модернизации образовательной системы // Вестник Московского государственного областного университета, № 4, с. 103–108. Серия: Психологические науки.
  • Кулагина Е. В. и Елисеева М. А. (2014). Ресурсы педагогических работников школ на этапе модернизации образования: опыт Москвы, России и развитых стран // Социологические исследования, № 4, с. 111–113.
  • Лучинкина Т. В. (2008). Характеристика профессиональной идентичности молодого учителя современной школы // Вестник ЧитГУ, № 6(51), с. 32–37.
  • Николаева М. В. (2005). Развитие профессиональной идентичности учителя начальных классов в условиях обновления начального образования // Интеграция образования, № 3, с. 103–111.
  • Семенова Л. А. (2008). Особенности самопрезентации мужчин-педагогов средней школы в контексте их профессиональной деятельности // Психологическая наука иобразование, № 1, с. 82–89.
  • Синякова М. Г. и Шнейдер Л. Б. (2011). Эмпирическое изучение характеристик и типов профессиональной идентичности городских педагогов // Актуальные проблемы психологического знания, № 1, с. 48–61.
  • Тихонова Н. Е. и Мареева С. В. (2009). Средний класс: теория и реальность. М.: Альфа-М.
  • Шакурова А. В. (2013). Роль традиционных ценностей в формировании профессиональной идентичности современных учителей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, № 3.
  • Шакурова А. В. (2014). Профессиональная идентичность учителей как субъектов трудовой деятельности: Автореф. дис. … д-ра соц. наук. Нижний Новгород, с. 10–11.
  • Шкаратан О. И. и Ястребов Г. А. (2011). Сравнительный анализ процессов социальной мобильности в СССР и современной России // Общественные науки и современность, № 2, с. 5–28.
  • Шляков Д. В. (2006). Социально-профессиональная идентификация учителя: социологический анализ: Дис. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д.
  • Ядов В. А. (1993). Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России, № 3–4, с. 167–174.
  • Allan B. and Lewis D. (2006). The impact of membership of a virtual learning community on individual learning careers and professional identity // British Journal of Educational Technology, no. 37(6), pp. 841–852.
  • Bobkov V., Csoba J. and Herrmann P. (eds.) (2014). Labour Market and Precarity of Employment: Theoretical Reflections and Empirical Data from Hungary and Russia. Bremen: Wiener Verlag fuer Sozialforschung.
  • Canrinus E. T., Helms-Lorenz M., Beijaard D., Buitink J. and Hofman A. (2012). Selfefficacy, job satisfaction, motivation and commitment: exploring the relationships between indicators of teachers’ professional identity // European journal of psychology of education, no. 27(1), pp. 115–132.
  • Dang T. K. A. (2013). Identity in activity: Examining teacher professional identity formation in the paired-placement of student teachers // Teaching and Teacher Education, no. 30, pp. 47–59.
  • Ghanizadeh A. and Ostad S. A. (2016). The Dynamism of Teachers’ Identity: The Case of Iranian EFL Teachers. Sino-USEnglish Teaching, no. 13(11), pp. 831–841.
  • Han I. (2017). Conceptualisation of English teachers’ professional identity and comprehension of its dynamics // Teachers and Teaching, no. 23(5), pp. 549–569.
  • Pillen M. T., Den Brok P. J. and Beijaard D. (2013). Profiles and change in beginning teachers’ professional identity tensions // Teaching and Teacher Education, no. 34, pp. 86–97.
  • Posukhova O. Y., Nor-Arevyan O. A. and Klimenko L. V. (2016). The Crisis of Professional Identity in Russian Society // Man In India, vol. 96, issue 10, pp. 3761–3770.
  • Sachs J. (2001). Teacher professional identity: Competing discourses, competing outcomes // Journal of education policy, no. 16(2), pp. 149–161.
  • Schultz K. and Ravitch S. M. (2013). Narratives of learning to teach: Taking on professional identities // Journal of Teacher Education, no. 64(1), pp. 35–46.
  • Timoštšuk I. and Ugaste A. (2012). The role of emotions in student teachers’ professional identity // European Journal of Teacher Education, no. 35(4), pp. 421–433.
  • Volchik V. V. and Posukhova O. Y. (2016). Precarity and professional identity in the context of institutional change // ТЕRRА ECONOMICUS, vol. 14, no. 2, pp. 159–173.
  • Weiner J. M. and Torres A. C. (2016). Different location or different map? Investigating charter school teachers’ professional identities // Teaching and Teacher Education, no. 53, pp. 75–86.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297