г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Реформы высшего образования в контексте политики нового менеджеризма

Реформы высшего образования в контексте политики нового менеджеризма

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 10 (номер 4),

Статья посвящена анализу содержания реформ в сфере высшего образования, которые основаны на идеологии нового менеджеризма. Отражена взаимосвязь содержания реформы и либерального идеологического дискурса. Основные реализуемые мероприятия на примере подобной реформы, проведенной в Великобритании, классифицированы в рамках трех основных групп: модернизации, маркетизации и корпоративизации, а также выделена последовательность проведения указанных составляющих реформы. Обобщены формальные институциональные нормы, среди которых наряду с правилами для профессионального сообщества и участников рынка доминируют правительственные нормативные акты. Выделены значимые негативные эффекты, сопровождающие проведение подобных реформ. К их числу относятся асимметрия информации, усиление дихотомии «эффективности» и «справедливости» в общественном секторе (высшем образовании) и проблемы соотношения хозяйственного и нехозяйственного ценностного и инструментального содержания и целеполагания в сфере высшего образования. Корректировке и трансформации указанного вектора реформирования будет способствовать разработка и внедрение концепции «новой публичной службы» и усиление ориентации на воспроизводство и расширение сферы творческого сотрудничества, ориентированного на культивирование набора позитивных этических и культурных ценностей, способствующих повышению качества образовательного контента, его творческой и инновационной составляющих.


Ключевые слова: новый менеджеризм; реформы высшего образования; квазирынки; общественный сектор; эффективность; вузы (университеты); либеральная идеология

Список литературы:
  • Борисов В. К., Бочарова Е. Ю. (2013). Современные концепции государственного управления: этический аспект // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество), № 2, 32–43.
  • Вольчик В. В., Корытцев М. А., Маслюкова Е. В. (2018). Институциональные ловушки и новый менеджеризм в сфере образования и науки // Управленец, Т. 9, № 6, 17–29.
  • Коллини С. (2016). Зачем нужны университеты? М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
  • Ле Гранд Д. (2011). Другая невидимая рука: предоставление общественных услуг на основе выбора и конкуренции. М. Изд. Института Гайдара.
  • Оболонский А. В. (2011). На пути к новой модели бюрократии. Запад и Россия // Общественные науки и современность, № 5, 5–20.
  • Alach, Zh. (2016). Performance measurement and accountability in higher education: the puzzle of qualification completions // Tertiary Education and Management, 22 (1), 36–48.
  • Deem, R. (1998). ‘New managerialism’ and higher education: the management of performances and cultures in universities in the United Kingdom // International Studies in Sociology of Education, 8 (1), 47–70.
  • Deem, R., Brehony, K. J. (2005). Management as ideology: the case of ‘new managerialism’ in higher education // Oxford Review of Education, 31 (2), 217–235.
  • Deming, D. J., Figlio, D. (2016). Accountability in US education: Applying lessons from K-12 experience to higher education // Journal of Economic Perspectives, 30 (3), 33–56.
  • Friedman, M. (1962). Capitalism and Freedom. Chicago: University of Chicago Press.
  • Guthrie, J., Neumann, R. (2007). Economic and non-financial performance indicators in universities // Public Management Review, 9 (2), 231–252.
  • Jarvis, D. S. L. (2014). Regulating higher education: Quality assurance and neo–liberal managerialism in higher education – A critical introduction // Policy and Society, 33, 155–166.
  • Kalfa, S., Taksa, L. (2016). Employability, managerialism, and performativity in higher education: a relational perspective // Higher Education. November.
  • Kallio, K.-M., Kallio, T. J. (2014). Management–by–results and performance measurement in universities – implications for work motivation // Studies in Higher Education, 39(4), 574–589.
  • Lumino, R., Gambardella, D, Grimaldi, E. (2017). The evaluation turn in the higher education system: Lessons from Italy // Journal of Educational Administration and History. DOI: 10.1080/00220620.2017.1284767
  • Lynch, K. (2014). Control by numbers: New managerialism and ranking in higher education // Critical Studies in Education, http://dx.doi.org/10.1080/17508487.2014.949811
  • Naidoo, R., Williams, J. (2016). The neoliberal regime in English higher education: Charters, consumers and the erosion of the public good // Critical Studies in Education, 56 (2), 208–223.
  • Pettersen, I. J. (2015). From metrics to knowledge? Quality assessment in higher education // Financial Accountability & Management, 31 (1), 23–40. 0267-4424
  • Santiago, R., Carvalho, T. (2012). Managerialism rhetorics in Portuguese higher education // Minerva, 50, 511–532.
  • Spence, C. (2018). ‘Judgement’ versus ‘metrics’ in higher education management // Higher Education (https://doi.org/10.1007/s10734-018-0300-z).
  • Ter Bogt, H. J., Scapens, R. W. (2012). Performance management in universities: Effects of the transition to more quantitative measurement systems // European Accounting Review, 21 (3), 451–497.
  • Unterhalter, E. (2017). Negative capability? Measuring the unmeasurable in education // Comparative Education, 53 (1), 1–16.
  • Watts R. (2017). Public Universities, Managerialism and the Value of Higher Education. Palgrave Critical University Studies.
  • Woelert, P., Yates, L. (2014). Too little and too much trust: Performance measurement in Australian higher education // Critical Studies in Education. DOI: 10.1080/17508487.2014.943776
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429