г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Доверие и институциональные ловушки в сфере образования и науки

Доверие и институциональные ловушки в сфере образования и науки

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 10 (номер 4),

Данная статья посвящена изучению доверия в сфере образования и науки в контексте теории институциональных ловушек. Рассмотрены различные подходы к определению понятия доверия. В данной статье принимается подход к определению понятия доверия, основанный на работах А. В. Шмакова. Показано различие между оправданным и неоправданным доверием. Выявлена проблема определения оптимального уровня доверия. Рассмотрено разграничение между персонифицированным и неперсонифицированным доверием, восходящее к исследованиям Э. Гидденса. Выделены виды доверия к другим акторам на основе наиболее существенных факторов формирования доверия (на основе индивидуального опыта сотрудничества, репутации контрагента, групповой принадлежности контрагента). Показано, что в условиях оптимизации в сфере образования и науки возникает кризис доверия, который состоит не только в разрушении доверия между акторами, но также в изменении преобладающих видов доверия. Эмпирической основой исследования послужили данные, полученные в ходе анкетирования и глубинных интервью научно-педагогических работников Южного федерального университета. На основе собранных данных в статье показано, что институциональные ловушки, в особенности ловушка метрик, ловушка возрастающей бюрократизации, ловушка кадрового потенциала, оказывают непосредственное негативное влияние на доверие в высшем образовании и науке. Институциональные ловушки, затрудняя взаимодействие акторов и снижая их эффективность, снижают удовлетворенность научно- педагогических работников состоянием системы образования и науки, а также порождают недоверие к чиновникам и организациям, регулирующим систему образования и науки. В статье предложены основные способы преодоления кризиса доверия, основанные на развитии академических свобод и сокращении масштабов бюрократического регулирования.


Ключевые слова: доверие; институциональные ловушки; сфера образования и науки; нарративный анализ

Список литературы:
  • Амбарова П. А., Зборовский Г. Е., Шаброва Н. В. (2019). «Старое» и «новое» доверие в высшем образовании // Образование и наука, Т. 21, № 1, с. 9–36. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-1-9-36
  • Бенц Д. С. (2019). Доверие и экономический рост // Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона, с. 11–15.
  • Вольчик В. В., Корытцев М. А., Маслюкова Е. В. (2019). Институциональные ловушки и новый менеджеризм в сфере образования и науки // Управленец, Т. 9, № 6, с. 17–29. DOI: 10.29141/2218-5003-2018-9-6-2.
  • Вольчик В. В., Маслюкова Е. В. (2018). Ловушка метрик или почему недооценивается неявное знание в процессе регулирования сферы образования и науки // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), Т. 10, № 3, с. 158–179.
  • Вольчик В. В., Маслюкова Е. В. (2019). Доверие и развитие сферы образования и науки (на примере России) // LABOUR AND LEISURE = ТРУД И ДОСУГ. Сборник тезисов VIII Международной конференции. Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий «Астерион».
  • Гидденс Э. (2011). Последствия современности. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис».
  • Жук А. А., Фурса Е. В. (2019). Нарративный анализ институциональных ловушек сферы образования и науки России // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), Т. 11, № 1, с. 176–193. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.1.176-193
  • Зарубина Н. Н., Носкова А. В., Темницкий А. Л. (2018). Доверие к социальной науке в России как исследовательская проблема // Социологические исследования, 7.
  • Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. (2018). Доверие в высшем образовании как социологическая проблема // Социологический журнал, Т. 24, № 4, с. 92–122
  • Купрейченко А. Б. (2008). Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
  • Мизес Л. (2012). Теория денег и кредита. Челябинск: Социум.
  • Миронова А. А. (2014). Доверие, социальный капитал и субъективное благополучие индивида // Общественные науки и современность, № 3.
  • Сасаки М., Латов Ю., Ромашкина Г., Давыденко В. (2010). Доверие в современной России (компаративистский подход к «социальным добродетелям») // Вопросы экономики, № 2, с. 83–102.
  • Умаров Р. Х., Садаева М. З. (2019). Феномен доверия в системе взаимодействия семьи и школы // Известия Чеченского государственного педагогического института, Т. 23, № 1, с. 194–197.
  • Шмаков А. В. (2013). Компенсация – механизм создания стимулов // Теrrа Economicus, Т. 11, № 1, с. 80–93.
  • Шмаков А. В. (2014). Воздействие фактора доверия на процесс принятия экономических решений // Terra Economicus, Т. 12, № 3, с. 29–47.
  • Шуклина Е. А., Певная М. В. (2017). Доверие как институциональная проблема высшего образования // Университетское управление: практика и анализ, 21, № 5, с. 120–131.
  • Шуклина Е. А., Широкова Е. А. (2019). Доверие к институциональным нормам высшей школы в оценках преподавателей // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры, Т. 25, № 3.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429