г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Качество высшего образования в контексте институциональных изменений

Качество высшего образования в контексте институциональных изменений

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 10 (номер 2),

Развитие цифровой экономики в нашей стране динамично продолжается уже несколько лет. По утвержденным программам и планам постепенно во все сферы жизнедеятельности внедряются различные информационные технологии. Основной вектор структурной перестройки направлен на модернизацию кадров и образования, совершенствование правового регулирования, создание необходимой инфраструктуры, а также обеспечение информационной безопасности. Так как именно высшие учебные заведения принимают непосредственное участие в формировании кадрового резерва, необходимо обратить особое внимание на их изучение. Цифровая экономика требует образования, ориентированного на формирование личности, обладающей определенным набором компетенций, готовой к изменениям, непрерывному обучению всю жизнь, способной решать проблемы финансового и экономического развития страны. Модернизация науки и высшего образования напрямую связана с превращением интеллекта человека в ведущий фактор национальной конкурентоспособности. Реформы системы российского высшего образования продолжаются уже несколько десятилетий. Повсеместное развитие сети Интернет и других технологий привело к росту общедоступности информации. Автоматизация различных производственных процессов способствовала полному или частичному исчезновению ряда специальностей и массовой нехватке специалистов, владеющих цифровыми знаниями, умениями и навыками. Данные тенденции оказывают значительное влияние на высшие учебные заведения, что в свою очередь требует от них соответствующих изменений специфики функционирования и управления, а также совершенствования самого образовательного процесса. Поэтому важнейшей задачей университетов в настоящее время является разработка стратегии дальнейшего развития и цифровой трансформации для успешного перехода к конкурентоспособной образовательной и научной-исследовательской деятельности.


Ключевые слова: сфера образования и науки; регулирование; институциональная экономика; метрики; цифровая экономика; институциональные ловушки; неявное знание

Список литературы:
  • Вольчик В. В. (2018). Восхождение метрик // Terra Economicus, т. 16, № 4, с. 6–16.
  • Вольчик В. В., Маскаев А. (2016). Неявное знание, научные исследования и экономическое развитие // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), т. 7, № 1.
  • Вольчик В. В., Маслюкова Е. В. (2018). Ловушка метрик или почему недооценивается неявное знание в процессе регулирования сферы образования и науки // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), т. 10, № 3, с. 158–179.
  • Вольчик, В. В., Корытцев М. А. и Маслюкова Е. В. (2018). Институциональные ловушки и новый менеджеризм в сфере образования и науки. Управленец, т. 9, № 6, с. 17–29. DOI: 10.29141/2218-5003-2018-9-6-2.
  • Дэвид П. А., Форэ Д. (2003). Экономические основы общества знания // Terra Economicus, т. 1, № 1.
  • Жук А. А., Фурса Е. В. (2019). Нарративный анализ институциональных ловушек сферы образования и науки России // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), т. 11, № 1, с. 176–193.
  • Карпов А. (2017). Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики, № 3, с. 58–76.
  • Клейнер Г. (2005). Общество и реформы. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты. Общественные науки и современность, № 3, с. 56–69.
  • Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р. и Шулинг И. (2008). Менеджмент, ориентированный на рынок / Пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. 2-е изд. СПб.
  • РАЭКС Аналитика (2018). Рейтинг вузов России 2018. (https://raex-a.ru/project/vuz_rating/2019/conference).
  • Результаты рейтинга версии Благотворительного фонда В. Потанина. (2019). Благотворительный фонд В. Потанина. (http://www.fondpotanin.ru/).
  • Arthur, W. B. (1989). Competing Technologies, Increasing Returns, and Lock-In by Historical Events // The Economic Journal, 99(394), 116–131. doi:10.2307/2234208.
  • Baird, J. A. and Elliott, V. (2018). Metrics in education—control and corruption // Oxford Review of Education, 44(5), 533–544.
  • Campbell, D. T. (1979). Assessing the impact of planned social change // Evaluation and program planning. 2(1), 67–90.
  • Fioramonti, D. L. (2014). How numbers rule the world: The use and abuse of statistics in global politics. London, New York: Zed Books Ltd.
  • Gray, D., Micheli, P. and Pavlov, A. (2014). Measurement Madness: Recognizing and avoiding the pitfalls of performance measurement. John Wiley & Sons.
  • Mirowski, P. and Nik-Khah, E. (2017). The Knowledge We Have Lost in Information. Oxford University Press. (https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780190270056.001.0001).
  • Mokyr, J. (2009). The Culture of Modern Capitalism. Technology and Culture, 50(2), 441–448. https://doi.org/10.1353/tech.0.0243
  • Shiller, R. J. (2017). Narrative Economics // American Economic Review, 107(4), 967–1004. (https://doi.org/10.1257/aer.107.4.967).
  • Top Universities, 2019. (https://www.topuniversities.com/university-rankings/worlduniversity-rankings/).
  • U.S. News Unveils 2019 Best Global Universities Rankings. (2018). (https://www.usnews.com/info/blogs/press-room/articles/2018-10-30/us-news-unveils-2019-best-globaluniversities-rankings).
  • Volchik, V., Klimenko, L. and Posukhova, O. (2018). Socio-economic sustainable development and the precariat: a case study of three Russian cities // Entrepreneurship and Sustainability Issues, 6(1), 411–428. doi:10.9770/jesi.2018.6.1(25)
  • Watts, R. (2017). Public Universities, Managerialism and the Value of Higher Education. London: Palgrave Macmillan UK. (https://doi.org/10.1057/978-1-137-53599-3).
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429