Профессионально-образовательный кластер как экосистема: развитие в условиях цифровой трансформации
Профессионально-образовательный кластер как экосистема: развитие в условиях цифровой трансформации
Флек Михаил Бенсионович
доктор технических наук, профессор, заместитель управляющего директора ПАО «Роствертол», г. Ростов-на-Дону, зав. кафедрой «Авиастроение», Донского государственного технического университета, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
доктор технических наук, профессор, заместитель управляющего директора ПАО «Роствертол», г. Ростов-на-Дону, зав. кафедрой «Авиастроение», Донского государственного технического университета, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Угнич Екатерина Александровна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Мировая экономика и международные экономические отношения», Донского государственного технического университета, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Мировая экономика и международные экономические отношения», Донского государственного технического университета, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики),
2018, Том
9
(номер 4),
Данная работа посвящена исследованию профессионально-образовательного кластера как локализованной системы взаимосвязей предприятия с учреждениями образования с целью подготовки необходимых для него кадров. В статье показана роль профессионально-образовательного кластера в формировании и развитии человеческого капитала предприятия. Раскрывается содержание и дается характеристика профессионально-образовательного кластера с позиции концепции экосистем. Дается описание базовых характеристик профессионально-образовательного кластера как экосистемы, а именно: целевой ориентации, результата функционирования, разнообразия и взаимодействия участников, состояния среды, процессов самоорганизации и динамики развития. Акцент сделан на структурно-видовом описании профессионально-образовательной экосистемы, которое позволяет использовать математический аппарат, в частности – модель Лотки-Вольтерры, для описания взаимодействия участников и создает возможности для прогнозирования развития экосистемы. Фактором поступательного изменения профессионально-образовательной экосистемы является цифровая трансформация, требующая качественных изменений ее содержания. Показано, что удовлетворить запросы и ответить на вызовы цифровой трансформации способны устойчивые профессионально-образовательные экосистемы благодаря процессам саморазвития и самоорганизации и связанными с ними синергетическими эффектами.
Ключевые слова:
кластер; концепция экосистем; образование; цифровая трансформация; университет; предприятие; человеческий капитал
Список литературы:
- Андросик Ю. Н. (2016). Бизнес-экосистемы как форма развития кластеров // Труды БГТУ. Экономика и управление, № 7, с. 38–44.
- Байнев В. (2017). «Четвертая промышленная революция» как очередной этап экономической интеграции // Экономист, № 2, с. 3–9.
- Белокрылова О. С. и Фролова Л. А. (2013). Информационная экономика: базовые институты и особенности формирования на региональном уровне: монография. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие – XXI век».
- Вольтерра В. (1976). Математическая теория борьбы за существование. М.: Наука.
- Каппушева А. Р. (2015). Человеческий капитал как экономический ресурс // Фундаментальные исследования, № 2, с. 4963–4964.
- Иванов В. В. и Малинецкий Г. Г. (2017). Цифровая экономика: мифы, реальность, перспективы. М.: РАН.
- Клейнер Г. Б. (2018). Экосистема предприятия в свете системной экономической теории / Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы Девятнадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 10–11 апреля 2018 г. М.: ЦЭМИ РАН. Секция 1.
- Кравцов П. Г. и Михелькевич В. Н. (2015). Организационно-методические основы функционально-ориентированной подготовки специалистов в структуре регионального образовательного кластера // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-Педагогические науки, № 2 (26), с. 99–107.
- Мясников А. А. (2013). Синергетические эффекты в современной экономике. Введение в проблематику. М.: Либроком.
- Романов В. П. и Ахмадеев Б. А. (2015). Моделирование инновационной экосистемы на основе модели «хищник-жертва» // Бизнес-информатика, № 1(31), с. 7–17.
- Солиев Р. (2016). Важнейшие тенденции информационно-коммуникационных технологий в развитии современной глобальной экономики // Наука и техника, № 13(316), с. 24–27.
- Флек М. Б., Богуславский И. В. и Угнич Е. А. (2014). Управление синергетическими эффектами – основной драйвер развития предприятия в современных условиях // Вестник Донского государственного технического университета, т. 14, № 4(79), с. 204.
- Флек М. Б. и Шевцов С. Н. (2017). Корпоративная кафедра на базе серийного авиационного предприятия. Особенности и проблемы эффективного функционирования как учебного подразделения вуза // Проблемы и перспективы подготовки авиационных специалистов: проблематика научных исследований. Сборник статей и докладов на юбилейной научно-методической конференции в честь 15-летия образования корпоративной кафедры «Авиастроение» Донского государственного технического университета при ПАО «Роствертол». Ростов-на-Дону: ДГТУ, с. 24–28.
- Флек М. Б. и Угнич Е. А. (2017). Модель управления предприятием в современных условиях: ресурсный ракурс // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки, т. 10, № 4, с. 165–175.
- Флек М. Б. и Угнич Е. А. (2018). Роль базовой кафедры в формировании человеческого капитала предприятия // Государственное управление. Электронный вестник, № 67, с. 292–313.
- Шаш Н. Н., Бородин А. И. и Белокрылова О. С. (2012). Трансформация организаций в турбулентной экономике // Журнал экономической теории, № 3, с. 154–161.
- Comes C.-A. (2012). Banking system: Three level Lotka-Volterra model // Procedia Economics and Finance, 3, 251–255.
- Jarvi, K, Almpanopoulou, A. and Ritala, P. (2018). Organization of knowledge ecosystem: Prefigurative and partial forms // Research Policy, 47(8), 1523–1537.
- Jung, J. Y., Qiu, J. L. and Kim Y. C. (2001). Internet connectedness and inequality beyond the «divide» // Communication Research, 28(4), 507–535.
- Kutsenko, E. (2015). Pilot Innovative Territorial Clusters in Russia: A Sustainable Development Model // Foresight Russia, 9(1), 32–55. DOI: 10.17323/1995-459x.2015.1.32.55
- Moore, J. F. (1993). Predators and prey: A new ecology of competition // Harvard Business Review, May-June.
- Porter, M. (1998). Clusters and the New Economic Competition // Harvard Business Review, November – December.
- Porter, M. (2000). Location, Competition and Economic Development: Local Clusters in a Global Economy // Economic Development Quarterly, 14(1), 15–34.
- Porter, M. and Ketels, C. (2009). Clusters and Industrial Districts: Common Roots, Different Perspectives, p. 36.
- Porter, M. (1990). Competitive Advantage of Nations. – New York: Free Press.
- Porter, M., Ketelhohn, N., Artiganave, A., Kelly, J., Krasniqi, M., Gi, M. T. P. and Zhang, L. (2010). The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness, USA, Massachusetts Press.
- Uzawa, H. (1965). Optimal technical change in an aggregative model of economic growth // International Economic Rewiew, 6, 18–31.
- Westerman, G., Bonnet, D. and McAfee, A. (2014). The Nine Elements of Digital Transformation // Opinion&Analysis, – January.
Издатель:
ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429