Институциональные аспекты сотрудничества в рамках Арктического пояса Шелкового пути
Институциональные аспекты сотрудничества в рамках Арктического пояса Шелкового пути
Перская Виктория Вадимовна
доктор экономических наук, профессор, директор Института исследований международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
доктор экономических наук, профессор, директор Института исследований международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ремыга Владимир Николаевич
доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ревенко Николай Сергеевич
кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики),
2018, Том
9
(номер 4),
Авторы предлагают рассматривать международное сотрудничество в рамках Арктического пояса Шелкового пути, являющегося частью проекта «Один пояс – один путь», как новую институциональную форму экономического партнерства, основанную в первую очередь на межгосударственном взаимодействии участвующих сторон. Характерной чертой этого сотрудничества является то, что стороны не намерены проводить политику экспансии своих идеологических или политических систем и ценностных ориентиров в процессе осуществления проекта и при этом будут проявлять стремление к нахождению консенсуса для обеспечения национальных интересов сторон. На морском дне Арктики находятся 13% неразведанных мировых запасов нефти и до 30% природного газа. Сроки доставки грузов с использованием Северного морского пути будут на 6–19 дней короче и существенно менее затратными против существующего маршрута через Суэцкий канал. Ориентация на экономическое освоение Арктики является одной из основных составляющих промышленной политики России. Ее международное сотрудничество в Арктической зоне базируется на традиционной корпоративной и межгосударственной основе. В его основе лежит Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ. В Китае полагают, что участие в развитии Арктики будет стимулировать модернизацию в областях, где проект имеет стратегическое для КНР значение. В Белой книге по Арктике, опубликованной 26 января 2018 г., сформулированы основные принципы и параметры арктической политики Китая. Свой интерес к Арктике в Пекине объясняют важностью этого региона для всего человечества. На этом основании делается вывод о том, что развитием Арктики должны заниматься все государства мира независимо от их географического положения. Сотрудничество России с Китаем в Арктике рассматривается как составная часть сопряжения инициативы формирования Большого евразийского партнерства и китайской инициативы «Один пояс – один путь» при должном учете российских экономических интересов. В качестве стержневого направления сотрудничества рассматривается обустройство Северного морского пути и налаживание по нему грузовых перевозок с тем, чтобы он стал глобальной конкурентоспособной транспортной артерией. Целесообразно рассмотреть возможность создания Российско-китайского консорциума по реализации арктических проектов.
Ключевые слова:
Арктический пояс; Северный морской путь; российско-китайское сотрудничество; конкуренция в Арктике, Арктический совет
Список литературы:
- Деловые новости (2017). Северный морской путь и Суэцкий канал. 24.04.2017. (http://delonovosti.ru/analitika/3921-severnyy-morskoy-put-i-sueckiy-kanal.html – Дата обращения: 10.04.2018).
- Дзядко Т. (2017). НОВАТЭК начал производство сжиженного газа на заводе «Ямал СПГ». 05.12.2017. (https://www.rbc.ru/business/05/12/2017/5a266c2c9a794747585042ac – Дата обращения: 10.04.2018).
- Лузянин С. Г. (2018). Поглощение, сопряжение или конфликт? ШОС, китайский проект «Шелкового Пути» и ЕАЭС: варианты взаимодействия в Евразии. (http://www.ifesras.ru/images/stories/2018/report_2018_luzyanin_s_g.pdf – Дата обращения: 15.03.2018).
- Мануков С. (2018). Китай в Арктике: новая холодная война? (https://eadaily.com/ru/news/2018/02/03/kitay-v-arktike-novaya-holodnaya-voyna – Дата обращения: 10.03.2018).
- Министерство экономического развития Российской Федерации (2016). Материалы к заседанию президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации по вопросу: «О перечне приоритетных проектов, реализуемых на территории Арктической зоны
- Российской Федерации, и мерах по обеспечению их реализации» (https://arctic.gov.ru/FilePreview/9053275b-7821-e611-80cc-e672fe4e8e4e?nodeId=4370391e- – Дата обращения:
- 07.04.2018).Мордюшенко О. (2018). «Арктик СПГ» увеличивается в объемах. 01.02.2018. (https://www.kommersant.ru/doc/3535329www.kommersant.ru/doc/3535329 – Дата обращения: 15.03.2018).
- Нефтегаз (2013). НОВАТЭК и CNPC договорились о купле-продаже доли 20% акций Ямал-СПГ (https://neftegaz.ru/news/view/113138-NOVATEK-i-CNPC-dogovorilis-o-kupleprodazhe-doli-20-aktsiy-Yamal-SPG; https://www.gazeta.ru/business/2016/03/15/8125055.shtml – Дата обращения: 15.03.2018).
- Николаева Е. Атомный ледокол «Арктика» проекта 22220: описание, технические характеристики, спуск на воду (http://fb.ru/article/348774/atomnyiy-ledokol-arktikaproekta-opisanie-tehnicheskie-harakteristiki-spusk-na-vodu – Дата обращения: 12.04.2018).
- Пепе Д. М. (2018). За пределами Шелкового пути. 16.04.2018. (http://www.ipgjournal.io/regiony/mir/statja/show/za-predelami-shelkovogo-puti-514/ – Дата обращения: 18.04.2018).
- Перская В. и Глуховцев В. (2012). Арктика – зона переплетения стратегических интересов // Сегодня и завтра российской экономики, 2012, № 50, с. 5–18.
- Ревенко Л. С. и Исаченко Т. М. (2017a). Влияние промышленной политики России на международное экономическое сотрудничество России на Крайнем Севере // Горизонты экономики, 2017, № 6(40), с. 95–101.
- Ревенко Л. С. и Исаченко Т. М. (2017b). Рыбохозяйственная политика России в контексте новых вызовов: северное измерение // Горизонты экономики, 2017, № 6(39), с. 88–94.
- Ремыга В. Н. (2018). Арктический пояс Шелкового пути // Региональная энергетика и энергосбережение, 2018, № 2, с. 70–71.
- Ремыга В. Н. (2016). Арктический пояс Шелкового пути // Транспорт и логистикав Арктике: сборник трудов № 19. М.: Московский государственный университет путей сообщений, Международная академия транспорта, 2016, с. 137–139. (http://www.itamain.com/private/st19.pdf – Дата обращения: 22.04.2018).
- РИА-Новости (2017). Путин: проекты Шелкового пути и ЕАЭС могут поменять транспортную систему. 14.05.2017 (https://ria.ru/world/20170514/1494251728.html – Дата обращения: 08.03.2018).
- Смирнова О. О., Липина С. А., Кудряшова Е. В., Крейденко Т. Ф. и Богданова Ю. Н. (2016). Формирование опорных зон в Арктике: методология и практика // Арктика и Север, 2016, № 25, с. 148–157 (https://narfu.ru/university/library/books/3024.pdf – Дата обращения: 07.04.2018).
- Фролова Ю. (2015) На Ямале станет больше китайцев. Путин налаживает отношения с партнерами по заводу в ЯНАО. 04.09.2015. (https://ura.news/news/1052221594 – Дата обращения: 10.04.2018).
- Eurasia News Online. Russia – Arctic development. (https://eurasia-news-online.com/2016/10/25/russia-arctic-development/ – Дата обращения: 29.03.2017).
- Gleave, S. D., Cosentino, B., Dunmore, D., Ellis, S., Preti, A., Ranghetti, D. and Routaboul, C. (2018). Research for TRAN Committee: The new Silk Route – opportunities and challenges for EU transport. Brussels, European Parliament, Policy Department for Structural and Cohesion Policies (http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2018/585907/IPOL_STU (2018)585907_EN.pdf – Дата обращения: 10.03.2018).
- China Arctic as a part of Silk Road Economic Belt? China Watch, 2017 (vol.15), №1, р. 16–20.
- Heininen, L., Exner-Pirot, H. and Plouffe, J. (2017). Arctic Yearbook 2017. Akureyri, Iceland: Northern Research Forum, р. 313. (http://www.arcticyearbook.com – Дата обращения: 15.03.2018).
- Lipponen, P. (2016). Arctic Development Opportunities. (http://www.poyry.fi/sites/www.poyry.fi/files/arctic_policy_april_2016_final.pdf – Дата обращения: 16.03.2018)Liu Nengye (2017). China-Russia Trouble on the Arctic Silk Road? 21.07.2017. (https://thediplomat.com/2017/07/china-russia-trouble-on-the-arctic-silk-roadthediplomat.com/2017/07/china-russia-trouble-on-the-arctic-silk-road – Дата обращения:
- 31.03.2018).
- Tsuruoka, D. (2017). Finland could serve as China’s Arctic gateway for Obor. 02.07.2017. (http://www.atimes.com/article/finland-serve-chinas-arctic-gateway-obor/ – Дата обращения: 27.03.2018).
- Xinhua (2018a) China’s Arctic Policy. 26.01.2018. (http://english.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm – Дата обращения: 16.03.2018).
- Xinhua (2017b). Commentary: From notion to action, the Belt and Road serves interests of all. 15.05.2017. (http://www.xinhuanet.com/english/2017-05/15/c_136285705.htm – Дата обращения: 02.04.2018).
- Xinhua (2017c). Xi: China to host 2nd Belt and Road forum in 2019. 15.05.2017. (http://www.chinadaily.com.cn/beltandroadinitiative/2017-05/15/content_29356181.htmwww.chinadaily.com.cn/beltandroadinitiative/2017-05/15/content_29356181.htm – Дата обращения: 31.03.2018).
Издатель:
ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429